Георгий Васильев
Георгий Леонардович Васильев родился 22 июня 1957 года в Запорожье в семье инженеров, работавших на Запорожском трансформаторном заводе. Отец — Васильев Леонард Вениаминович (1932 г. р.), инженер-конструктор, изобретатель (более 100 изобретений и рацпредложений). Мать — Васильева Линда Николаевна (1933 г. р.), инженер-конструктор, патентовед.
В 1974 году Георгий Васильев окончил Запорожскую среднюю школу № 22 и поступил в Московский государственный университет, на географический факультет. Благодаря индивидуальному учебному плану он мог также слушать лекции и сдавать экзамены на экономическом факультете. В результате он получил не только диплом географа, но и дополнительную специализацию — экономическая кибернетика, управление и планирование. После окончания аспирантуры МГУ Георгий Васильев защитил кандидатскую диссертацию (к. г. н.) на тему «Социально-экономическая оценка территории города». Используя статистику квартирных обменов, он показал реальные отличия цены земли в разных районах Москвы, несмотря на отсутствие легального рынка земли при социализме. В короткий срок Георгий Васильев сделал научную карьеру, пройдя путь от младшего научного сотрудника в Институте географии АН СССР до ведущего научного сотрудника в ЦНИИП градостроительства.
Ещё будучи студентом и аспирантом, Георгий Васильев увлёкся музыкальным театром. Совместно с Алексеем Иващенко он создал несколько музыкальных спектаклей на географическом факультете МГУ, а затем в Студенческом театре МГУ. Творческое сотрудничество с Алексеем Иващенко продолжилось и за пределами университета. Они стали популярным бардовским дуэтом, который получил неофициальное название «Иваси».
Перестройка
На первом Всесоюзном фестивале авторской песни в 1986 году, который состоялся в Куйбышеве (ныне Самаре), дуэт Васильев-Иващенко получил гран-при за песни «Музыкальный автомат» и «Вечный думатель». Дуэт приобрел широкую известность. В течение последующих 15 лет они записали несколько песенных альбомов и дали сотни концертов в городах России, Украины, Белоруссии, Германии, Израиля, США, стран Балтии, Закавказья, Казахстана, Средней Азии.
Перестройка дала толчок и профессиональной деятельности Георгия Васильева — позволила перейти от теоретической урбанистики к реальному городскому управлению. Пройдя по конкурсу на должность председателя исполкома Октябрьского района Москвы, он провел в районе ряд смелых преобразований, открывших дорогу развитию рыночных отношений. В районе была зарегистрирована почти половина всех частных предприятий, появившихся в Москве в 1990—1991 годах.
В 1991 году Георгий Васильев стал советником Мэра Москвы Г. Х. Попова по вопросам административной и экономической реформы. По его проекту была проведена реорганизация административно-территориального деления Москвы — появились 10 административных округов (префектур) и более 100 муниципальных районов.
Девяностые
Осенью 1992 года Георгий Васильев покидает государственную службу и становится президентом Московской товарной биржи. Здесь ему удается всего за год реализовать свою мечту — создать первую в России фьючерсную биржу.
После биржи Георгий Васильев возглавил инвестиционный холдинг «Росико», который позднее стал ядром крупной финансово-промышленной группы АФК «Система». Он занимался приватизацией МГТС, Зеленоградских электронных заводов, другими инвестиционными проектами. Среди них был и проект создания сети сотовой связи, которая впоследствии получила название «Билайн».
Одним из первых в России Георгий Васильев оценил перспективы нарождающейся отрасли и полностью сконцентрировался на работе в «ВымпелКоме» (оператор сети «Билайн») — сначала в должности председателя совета директоров, а затем первого вице-президента, отвечающего за развитие бренда, продаж, абонентской службы и сети в регионах. Союз трех ключевых партнеров — Дмитрия Зимина, Оги Фабелы (Augie K. Fabela II) и Георгия Васильева — оказался очень продуктивным. Уже в 1995 году «Билайн» становится самой большой по количеству абонентов сотовой сетью в России, а в 1996 году «ВымпелКом» первой из российских компаний выводит свои акции на Нью-Йоркскую фондовую биржу.
Опыт и капитал, приобретенные во время работы в «ВымпелКоме», позволили Георгию Васильеву запустить несколько собственных инновационных проектов. Первым из них стал «Гудвин» — разработка и производство электронных средств связи. Из-за экономического кризиса 1998 года концерну «Гудвин» не удалось составить конкуренцию зарубежным производителям на рынке потребительской электроники, однако его продукция укрепилась на рынке профессиональной связи. В частности, «Гудвин» производит GSM и DECT телефоны с криптозащитой.
В конце 90-х Георгий Васильев инициировал и спродюсировал небольшой, но значимый в истории авторской песни проект — «Песни нашего века». В этом проекте объединились Виктор Берковский, Сергей Никитин, Олег Митяев и другие известные барды, чтобы хором спеть песни, ставшие классикой жанра. Телепередачи, живые концерты, книги и аудиоальбомы «Песен нашего века» возродили интерес широкой публики к авторской песне, популярность которой к тому времени уже начинала угасать.
Норд-Ост
В 2000 году Георгий Васильев и Алексей Иващенко презентовали очередной альбом своих песен «Припадки молодости» в составе двух дисков — «Предпоследний» и «Последний». После этого Георгий Васильев принял решение оставить жанр авторской песни и прекратить концертную деятельность.
Авторский дуэт полностью сконцентрировался на создании мюзикла «Норд-Ост». Георгий Васильев и Алексей Иващенко выступили в этом проекте композиторами, либреттистами и режиссерами. Спектакль вошел в историю как первый русский мюзикл и получил «Золотую маску». Однако для Георгия Васильева как продюсера проекта не менее важным было перенести на российскую почву «бродвейскую модель» театра — длительный показ одного спектакля в ежедневном режиме.
Литературной основой для «Норд-Оста» послужил роман Вениамина Каверина «Два капитана». По ходу действия на сцену должен был приземляться самолет-бомбардировщик в натуральную величину, а из-под сцены — появляться ледяной корабль. Для этого пришлось полностью переоборудовать ДК ГПЗ, который стал называться Театральный центр на Дубровке.
19 октября 2001 года состоялась премьера мюзикла «Норд-Ост». Мюзикл произвел очень сильное впечатление. Газета «Известия» писала: «Это день рождения новых композиторов большой сценической формы — Иващенко и Васильева. Ни в чем не подражая Уэбберу, они взяли за основу традиции Дунаевского и Милютина, а также русской бардовской песни, русского романса. Это день рождения театральных режиссеров, уверенно владеющих и сценическим пространством, и условностью жанра, до сих пор нам не поддававшегося — Иващенко и Васильева. Так вообще-то не бывает, но так случилось. Спектакль вышел сюжетно напряженным, в нем сильные и яркие характеры, в нем музыкальные диалоги, за которыми следишь, как за детективом».
«Норд-Ост» в 2001—2002 годах побил все российские рекорды продолжительности ежедневных показов театрального спектакля: в ежедневном режиме он шел более года, пока 23 октября 2002 года театр и его зрители не стали заложниками террористов.
В момент захвата театра Георгий Васильев и Алексей Иващенко работали в студии звукозаписи в том же здании. Узнав о стрельбе, Георгий Васильев бросился в зал к зрителям, где и провёл два дня и три ночи вместе с остальными заложниками. Ему повезло — он остался жив. В момент штурма в результате применения газа он потерял сознание. Пришел в себя через несколько часов в больнице.
Выйдя из больницы, Георгий Васильев был вынужден не только хоронить погибших и помогать пострадавшим, но и заботиться о восстановлении спектакля, считая это своим гражданским долгом. Премьера обновленной версии «Норд-Оста» прошла в том же здании 8 февраля 2003 года. Однако публика, поддерживая сам факт возрождения спектакля, не спешила покупать билеты. В мае 2003 года показы спектакля в Москве были остановлены.
Георгий Васильев, получив финансовую помощь от Фонда «Открытая Россия», сосредоточился на создании передвижной версии «Норд-Оста», чтобы провезти знаменитый спектакль по другим городам. К осени 2004 года мюзикл был готов к гастролям по стране, но премьерные спектакли в Санкт-Петербурге были сорваны владельцем арендованного зала под надуманным предлогом. Аналогичным образом повели себя Новосибирск и Екатеринбург. Стало ясно, что жить спектаклю не дадут. После серии показов в Нижнем Новгороде и Тюмени мюзикл «Норд-Ост» окончательно прекратил свое существование.
«Детский» период
Ко времени окончания эпопеи «Норд-Оста» у Георгия Васильева было уже пятеро детей: Аглая (1979 г.р.), Виктор (1985 г.р.), Александра (1987 г.р.), Арсений (1995 г.р.) и Яков (2000 г.р.). Его жена Екатерина Васильева не только управлялась с большой семьей, но и непосредственно участвовала во всех начинаниях своего мужа в качестве ближайшего сотрудника с начала 1990-х. После «Норд-Оста» она вместе с ним переходит в новый «детский» проект.
В 2005 году Георгий Васильев в партнерстве с Александром Татарским начинает заниматься мультфильмами и создает продюсерскую компанию «Аэроплан», которая работает в тандеме со студией анимационных фильмов «Пилот». Их первый совместный проект — цикл мультфильмов «Гора самоцветов». В 2007 году появляется собственная «Аэроплан Студия», которая начинает производить «Фиксики».
С конца 2010 года этот сериал регулярно идет в передаче «Спокойной ночи, малыши» и на многих других телеканалах. На канале «Фиксики» в YouTube число просмотров превышает 3 миллиарда. «Фиксики» входят в тройку самых популярных российских детских брендов, успешно конкурирующих с зарубежными брендами на рынке детских товаров и услуг.
Георгий Васильев выступает в проекте «Фиксики» не только как продюсер, но и как композитор (в соавторстве) и сценарист (в соавторстве). Параллельно с работой над сериалом и полнометражными фильмами «Фиксики» Георгий Васильев осуществил еще целый ряд проектов, рассчитанных на детскую и семейную аудиторию. Среди них — цикл пластилиновых мультфильмов о регионах России «Мульти-Россия», переводы на русский язык лучших рождественских и детских песен, театрализованные представления «Фикси-шоу» и «Баламут-шоу», цикл детских песен «Фиксипелки».
За это же время Георгий Васильев в качестве композитора и либретиста (в соавторстве с Евгением Антроповым) успел написать по мотивам произведений Леонида Соловьева новый масштабный мюзикл — «Ходжа Насреддин». В отличие от эпического «Норд-Оста» это — авантюрная комедия.
100 % акций анимационной студии «Аэроплан» основатель студии Георгий Васильев продал группе «Рики» — создателю мультфильмов «Смешарики» и инвестору «Аэроплана» с 2011 года, при этом останется креативным продюсером «Аэроплана».
Всенаука
Осенью 2017 года Георгий Васильев прочел курс лекций в МГУ им. Ломоносова на тему «Человек и ноосфера: современное осмысление мира», в котором соединились знания из самых разных наук — географии, экономики, биохимии, астрофизики, эволюционной биологии, лингвистики, информатики. нейрофизиологии, психологии и др., затем сосредоточился на проекте «Всенаука» по популяризации науки как руководитель программы.